Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Інструкцыйна-метадычнае пісьмо — ч.1

Дата: 12 сентября 2021 в 18:12, Обновлено 11 марта 2023 в 21:28

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

А.В. Кадлубай

29 августа 2022 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2022/2023 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования), в 2022/2023 учебном году являются:

повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;

создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей, в том числе удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР;

совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с лицами с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

Обращаем внимание, что в целях приведения актов законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», а также для реализации указанных направлений деятельности учреждений образования в 2022/2023 учебном году и в последующие годы подготовлены и утверждены постановлениями Министерства образования:

Положение об учреждении дошкольного образования (от 04.08.2022 № 230);

образовательный стандарт дошкольного образования (от 04.08.2022 № 228);

учебная программа дошкольного образования (от 04.08.2022 № 229).

Положением об учреждении дошкольного образования (далее – Положение) определены предмет и порядок деятельности учреждения дошкольного образования, его задачи и функции, иные положения, определяющие порядок его работы. Из Положения исключены нормы, регулирующие перевод воспитанника в другое учреждение образования, а также позволяющие в случае непосещения учреждения образования по уважительным причинам сохранять за ним место в учреждении образования в течение шести месяцев, как несоответствующие новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс).

Порядок перевода обучающихся, в том числе воспитанников учреждений образования, регулирует Положение о порядке отчисления для перевода, переводе обучающихся и восстановлении лиц для продолжения получения образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 516.

Положение размещено на Интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty/index.php), национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/uchitelyu/normativnye-pravovye-dokumenty.html).

Образовательным стандартом дошкольного образования (далее – образовательный стандарт) установлены требования к результатам освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, включающие в себя формируемые компетенции воспитанников, необходимые для его дальнейшего развития. При этом также обновлено содержание раздела «Социально-нравственное и личностное развитие» (образовательная область «Ребенок и общество») в части формирования соответствующих компетенций в рамках гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Учебной программой дошкольного образования определены цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию, формирования у детей дошкольного возраста традиционных ценностных установок проведена корректировка содержания раздела «Социально-нравственное и личностное развитие» учебной программы дошкольного образования. При этом, начиная со средней группы (от четырех до пяти лет), в указанный раздел включен новый образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической культуры».

Исключены планируемые результаты освоения воспитанниками учебной программы дошкольного образования, изъяты компоненты «Детский фитнес», «Простейший туризм», «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский), «Детское ручное ткачество», «Техническое конструирование», «Декоративно-прикладное искусство», «Хореография». Материалы из указанных компонентов включены в проекты типовых программ дополнительного образования детей и молодежи в целях использования педагогами дополнительного образования при работе с обучающимися в возрасте от 4 до 6 лет по соответствующим профилям и направлениям деятельности.

Постановлением Министерства образования от 08.08.2022 № 235 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. № 139» скорректированы отсылочные нормы на статьи Кодекса, согласно которым осуществляется разработка типового учебного плана дошкольного образования.

Министерство образования обращает внимание на необходимость проведения совместно с педагогическими работниками учреждений образования, законными представителями обучающихся мероприятий информационно­разъяснительной работы (коллегии, конференции, совещания, диалоговые площадки и пр.) в части толкования указанных и иных нормативных правовых актов, которые приведены в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

В целях обеспечения визуализации информации о количестве свободных мест в учреждениях образования необходимо разместить в каждом учреждении образования, управлении (отделе) образования (по образованию) обл(гор)исполкомов, ссылки на адреса сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с интерактивными картами и информацию о наличии (отсутствии) свободных мест в каждом учреждении образования соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечить информирование законных представителей несовершеннолетних о наличии такой информации, а также доступ к ней и своевременную ее актуализацию (не менее 1 раза в месяц).

Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест путем принятия решения (издания приказа) заведующим учреждения образования о приеме (зачислении) лица в учреждение образования на основании документов, указанных в пункте 1 статьи 140 Кодекса:

заявления законного представителя этого лица;

медицинской справки о состоянии здоровья;

направления, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования, – для получения дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования в государственных учреждениях образования, частных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, финансирование части расходов которых осуществляется за счет средств местных бюджетов;

заключения врачебно-консультационной комиссии – для получения дошкольного или специального образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) – для лиц с ОПФР для получения специального образования на уровне дошкольного образования в специальных детских садах, специальных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования.

Статьей 3 Кодекса определены государственные гарантии прав граждан в сфере образования. Так, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного и специального образования.

При реализации образовательных программ на платной основе заключается договор об оказании услуг (статья 59 Кодекса).

Прекращение образовательных отношений (отчисление) осуществляется в случаях и в порядке, установленных статьей 68 Кодекса.

Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по инициативе учреждения образования осуществляется в случае непрерывного отсутствия воспитанника на занятиях без уважительных причин более 30 дней.

Уважительными причинами отсутствия могут признаваться такие обстоятельства, которые объективно препятствуют законным представителям воспитанника привести своего ребенка в учреждение образования, а именно:

болезнь ребенка;

санаторно­курортное лечение либо оздоровление;

пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);

неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, в том числе распространение инфекции, вызванной коронавирусом COVID­19;

наличие листка временной нетрудоспособности у законных представителей воспитанника;

отпуск законных представителей воспитанника;

служебная командировка законных представителей воспитанника;

выходные дни законных представителей воспитанника, в том числе работающих по режиму гибкого рабочего времени, по графику сменности, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю;

дистанционная работа законных представителей воспитанника в период эпидемического подъема заболеваемости;

временная потеря работы законных представителей воспитанника или простой организации, в которой они работают;

каникулы (летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней, в учреждениях специального образования в зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений – дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней);

предписание санитарно­эпидемиологической службы о закрытии учреждения образования;

наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта;

непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, смерть или болезнь близких родственников) и др.

Поскольку государством гарантировано право на получение образования детьми дошкольного возраста, а дошкольное образование не является обязательным, указанную меру (досрочное прекращение образовательных отношений) применительно к детям дошкольного возраста (особенно посещающим учреждение образования в сельской местности) необходимо рассматривать с точки зрения ее исключительности, а не эффективности.

Обращаем внимание, что на основании статей 136 и 265 Кодекса срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанников, а срок получения специального образования на уровне дошкольного образования – на срок от одного года до двух лет на основании заключения ЦКРОиР.

До момента приема в первый класс учреждения общего среднего или специального образования и издания руководителем учреждения дошкольного образования (далее – УДО), специального детского сада приказа о прекращении образовательных отношений с указанием основания отчисления ребенок является воспитанником учреждения образования и может посещать его на общих основаниях.

Организация групп кратковременного пребывания воспитанников осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

Обращаем внимание, что совместно с заинтересованными, начиная с нового учебного года, должна быть обеспечена в полной мере (при необходимости) возможность получения дошкольного образования на дому для детей раннего и дошкольного возраста, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать УДО.

В этих целях Министерством образования разработана и утверждена Инструкция о порядке организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2022 № 204).

Перечень медицинских показаний для получения дошкольного образования на дому определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.06.2022 № 50.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях образования, профилактика детского травматизма

Подпунктом 4.5 пункта 4 статьи 19 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования.

В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 30 Кодекса обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса, организации процесса воспитания с обучающимися включают в себя:

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию помещений (групповые, спальные помещения, зоны отдыха (игр), общего назначения (спортивный и музыкальный залы, плавательный бассейн, другие помещения); к размерам, конструкции, расстановке детской, бытовой мебели, периодичности рассаживания воспитанников с учетом их функциональных ростовых параметров и установленных стандартов, а также рекомендаций медицинских работников; распорядку дня воспитанников; режиму работы воспитанников с электронными средствами обучения;

оборудование территории и здания учреждения образования техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства;

оснащение учреждений образования средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем, надворным оборудованием детских игровых площадок, иным имуществом в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством образования для реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования;

учет индивидуальных возможностей, способностей и потребностей воспитанников при организации образовательного процесса;

использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

применение в образовательном процессе учреждений образования методик и технологий обучения и воспитания, основанных на результатах научных исследований в области дошкольного образования, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, обеспечивающих формирование моделей безопасного поведения обучающихся, в условиях учреждения образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;

создание в учреждении образования условий, необходимых для формирования основ безопасности жизнедеятельности у обучающихся;

наличие и периодическое обновление на официальных сайтах, информационных стендах учреждений образования материалов по профилактике детского травматизма, пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, в том числе на дороге, воде и вблизи водоемов, при пожарах и пр., обеспечению общественной безопасности и порядка действий педагогических работников и воспитанников при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда их жизни и здоровью;

иные требования.

В этих целях Министерством образования разработаны Правила безопасности организации образовательного процесса, организации процесса воспитания при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (далее – Правила). Правилами определены требования к организации пропускного режима, безопасного пребывания воспитанников в учреждении образования и на его территории, по обеспечению безопасности воспитанников при организации прогулки, проведении экскурсии и пр.

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении образования руководитель учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (выпуск 28), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 (далее – ЕКСДС). Обращаем внимание, что данное положение должно быть в обязательном порядке закреплено в должностных обязанностях педагогических работников.

Необходимо не реже одного раза в полугодие рассматривать вопросы состояния травматизма воспитанников и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении образования на заседаниях коллегий структурных подразделений городских, районных, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно­властные полномочия в сфере образования (далее – органов управления образованием), систематически анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении образования, устранять условия, им способствующие, планировать и проводить мероприятия с учетом разработанных региональных межведомственных комплексов первоочередных мер по профилактике и предупреждению травматизма обучающихся в учреждениях образования.

В этих целях необходимо:

обеспечить особый контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, положений инструктивно-методических писем, решений коллегий Министерства образования в части обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся, исключения возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций;

постоянно проводить осмотр и обследование зданий, сооружений, оборудования (игрового, спортивного и надворного) и инвентаря на предмет их безопасной эксплуатации;

принимать безотлагательно соответствующие меры реагирования при необеспечении безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении образования в целях исключения случаев халатного отношения педагогических и иных работников к своим должностным обязанностям;

продолжать проведение мероприятий по укреплению материально­технической базы учреждений образования, в том числе оборудованию системами безопасности (системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, передачи извещений о пожаре «Молния», ручными системами тревожной сигнализации), поэтапной установке на дверях запасных выходов электромагнитных замков с функцией автоматической разблокировки при чрезвычайной ситуации, на ограждении территории (воротах, калитках) электромеханических замков и домофонных систем с возможностью дистанционного управления, звонков; созданию на базе учреждений образования автоплощадок с дорожной разметкой, автогородков и др.;

включать вопросы профилактики уличного и бытового травматизма, соблюдения правил поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов, предупреждения пожаров, дорожно­транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационно­разъяснительной и воспитательно­профилактической направленности с воспитанниками и их законными представителями, педагогическими работниками (областные (районные, городские) акции и конкурсы, «родительские университеты», онлайн­форумы, интерактивные площадки, занятия с просмотром обучающих фильмов, квесты и др.);

организовывать дистанционное информирование законных представителей воспитанников о проводимых тематических мероприятиях по вопросам охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактике детского травматизма, об ответственности законных представителей воспитанников за оставление детей в опасности, в том числе посредством мобильной связи, родительских чатов в мессенджерах и социальных сетях («Telegram», «Instagram», «WhatsApp», «ВКонтакте», «Viber» и др.);

осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их законных представителей по указанным направлениям в рамках межведомственного взаимодействия;

оперативно информировать руководство о чрезвычайных ситуациях в учреждении образования;

освещать эффективный опыт педагогических работников, законных представителей воспитанников по данному направлению в средствах массовой информации.

Обеспечение психологической безопасности воспитанников в учреждении образования

Одной из важнейших задач учреждения образования является создание условий, обеспечивающих психологическую безопасность, направленную на защиту воспитанников от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений в становлении их личности.

Воспитатели дошкольного образования должны обращать внимание на наличие психологических проблем в развитии личности воспитанника, активно использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагогам­психологам учреждений образования необходимо осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение воспитанников и их семей для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем у воспитанников, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.

Обращаем внимание на неукоснительное выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Обращаем внимание, что продолжает функционировать Республиканский центр психологической помощи (далее – Центр), основной деятельностью которого является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социально­педагогической поддержки участников образовательного процесса в кризисных ситуациях.

В Центре работает современный многостраничный интернет­сайт (https://rcpp.by). Сайт содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, полезной для законных представителей воспитанников и педагогических работников.

На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его законным представителям и педагогическим работникам по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.

По запросу учреждений образования педагоги­психологи Центра проводят профилактическую работу с воспитанниками, их законными представителями, педагогическими работниками учреждений образования.

В целях информирования участников образовательного процесса рекомендуется разместить информацию о деятельности Центра с указанием адреса его интернет­сайта, телефона на информационных стендах, официальных интернет­сайтах учреждений образования, в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях.

Профилактика семейного неблагополучия должна оставаться приоритетной в работе учреждений образования, поскольку сохранение ребенка в родной семье является самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия.

При этом необходимо руководствоваться требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Обращаем внимание на недопустимость:

проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и социального расследования только педагогическими работниками без привлечения иных субъектов профилактики;

определения мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия детей учреждениями образования самостоятельно без учета компетенции субъектов профилактики;

рассмотрения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений результатов социального расследования без участия законных представителей воспитанников и заинтересованных субъектов профилактики.

Важно отметить, что в постановлении четко определены критерии и показатели социально опасного положения, перечислены все субъекты профилактики семейного неблагополучия и их компетенции, а также определен порядок проведения социального расследования и рассмотрения его результатов.

Основные требования к порядку действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, механизм межведомственного взаимодействия в вопросах проведения социального расследования и организации работы с семьями отражены в методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденных заместителем Министра образования Республики Беларусь 1 октября 2019 г.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей, в том числе удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР

Развивающая предметно­пространственная среда в учреждениях образования должна быть:

содержательно насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, содержанием образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования;

трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом меняющихся интересов и познавательных возможностей воспитанников;

полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов­заместителей в детской игре);

вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;

доступной для воспитанников, в том числе для воспитанников с ОПФР, с инвалидностью (во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, ко всем играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской деятельности);

безопасной для воспитанников, обеспечивающей надежность и безопасность использования всех ее элементов, соответствующей возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.

В 2022/2023 учебном году необходимо продолжать проведение мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности в учреждениях образования с учетом комплексного подхода. При создании доступной среды следует руководствоваться специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (приложение 3), строительными нормами СН 3.02.12-2020 «Среда обитания для физически ослабленных лиц», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.11.2020 № 6, методическими рекомендациями по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденных протоколом заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.02.2018 № 2-3.

Обращаем внимание, что показатель «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для лиц с инвалидностью с учетом комплексного подхода» (устанавливается на основе анкеты по определению доступности объектов и услуг)» включен в критерии и показатели деятельности учреждений образования, органов управления образованием, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 № 370.

совершенствование качества образовательного процесса, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Общие требования к организации образовательного процесса в учреждениях образования определены Кодексом, образовательным стандартом, учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, программами специального образования.

При этом образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы сохранить самобытность и специфику дошкольного детства, рассматривать занятие (специально организованная форма взаимодействия педагогического работника с воспитанником) как возможность заниматься с ребенком чем­то интересным и полезным для его развития. Основой обучения и воспитания является разнообразная деятельность детей, соответствующая их возрастным и индивидуальным возможностям.

Развивающее индивидуально­ориентированное обучение может проводиться фронтально или по подгруппам с учетом индивидуальности каждого ребенка (наличие опыта, возможностей, темпа, личностных трудностей и т. п.).

В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, облегченные по содержанию и умственной нагрузке.

Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

Запрещается проводить занятия в приемных­раздевальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями.

Язык обучения и воспитания

Обращаем внимание, что выбор языка обучения и воспитания при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в соответствии со статьей 82 Кодекса.

Обучение и воспитание при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется на одном из государственных языков Республики Беларусь. Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей несовершеннолетних обучающихся при наличии такой возможности.

Право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования, групп с белорусским и русским языками обучения и воспитания, выпуском учебных изданий на белорусском и русском языках.

Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 26 января 1990 г. «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» руководители и педагогические работники системы образования должны владеть белорусским и русским языками.

С учетом пожеланий законных представителей воспитанников учреждения образования формируют группы, которые организуют образовательный процесс как на русском, так и на белорусском языках. При комплектовании групп следует максимально учитывать пожелания законных представителей несовершеннолетних обучающихся относительно выбора языка обучения (русский, белорусский), возможность дальнейшего получения образования на белорусском языке в учреждениях общего среднего образования.

При отсутствии достаточного количества детей для формирования отдельной группы в учреждениях образования создаются необходимые условия для получения воспитанниками образования на белорусском (русском) языке.

Образовательный процесс в группах с белорусским языком обучения организуется на белорусском языке. Исключение составляют часы, отведенные на изучение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования («Развитие речи» типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования).

С целью создания максимально благоприятных условий для развития речевых навыков, приобщения воспитанников к белорусской национальной культуре, успешности формирования двуязычия должно создаваться коммуникативное окружение, обеспечивающее включение двух языков в разнообразные виды детской деятельности, а также проведение специально организованных форм образовательного процесса в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования. Следует обратить внимание на создание соответствующей развивающей предметно­пространственной среды, повышение профессионального уровня педагогических работников в вопросах лингвистического и речевого развития воспитанников в условиях близкородственного двуязычия.

В соответствии с пожеланиями законных представителей воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования, могут создаваться группы в УДО, в которых воспитанники изучают язык национального меньшинства.

Научно-методическое обеспечение дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования

В соответствии с пунктом 3 статьи 143 Кодекса типовой учебный план дошкольного образования является компонентом учебно-программной документации и устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальный допустимый объем учебной нагрузки и общее количество учебных часов в неделю.

Типовой учебный план дошкольного образования является основанием для разработки учебных планов учреждений образования, иных учреждений образования (пункт 4 статья 143 Кодекса).

При составлении учебного плана учреждения образования необходимо учитывать наличие в учреждении образования специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания.

При наличии в учреждении образования специальной группы, санаторной специальной группы учебный план учреждения образования дополняется перечнем образовательных областей, коррекционных занятий с учетом структуры и степени тяжести нарушений воспитанников и типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования.

При наличии в учреждении образования группы интегрированного обучения и воспитания, санаторной группы интегрированного обучения и воспитания разрабатывается учебный план интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования на текущий учебный год, который является приложением к учебному плану учреждения образования. В учебном плане учреждения образования группы интегрированного обучения и воспитания, санаторные группы интегрированного обучения и воспитания отмечаются символом «*».

На основе типового учебного плана дошкольного образования, индивидуальной учебной программы для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями учреждением образования разрабатывается индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план утверждается руководителем учреждения образования и устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования, уменьшено по желанию их законных представителей.

Учебная программа дошкольного образования, разработананая с учетом требований образовательного стандарта, определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Целью учебной программы дошкольного образования является разностороннее развитие личности воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования.

Учебная программа дошкольного образования определяет основополагающие принципы, цели и задачи образования воспитанников раннего и дошкольного возраста.

Реализация содержания учебной программы способствует формированию у воспитанников гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования, культуры здоровья, физической культуры личности ребенка, гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию на основе разнообразного образовательного содержания; обеспечению разностороннего развития личности ребенка, а также созданию условий для его ранней социализации; развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умственных способностей и речи ребенка; приобщению воспитанников к общечеловеческим ценностям; обеспечению преемственности между дошкольным образованием и І ступенью общего среднего образования.

Учебная программа дошкольного образования является комплексной, и ее содержание изложено с учетом основных направлений развития воспитанника: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое, которые реализуются посредством содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».

Содержание в образовательных областях представлено по годам жизни ребенка: от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет с учетом значимости каждого периода жизни в его развитии, скорости и интенсивности ежегодных психических новообразований в познавательной, физической, социально-нравственной, эстетической и эмоциональной сферах.

В содержании учебной программы заложен воспитывающий, развивающий, обучающий, творческий потенциал, обеспечивающий воспитанникам социальную успешность, развитие общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству, готовность к успешному переходу на следующий уровень образования.

В каждой образовательной области сформулирована общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам и задает конечную результативность, а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей цели отнесены к возрастным группам воспитанников.

Содержание учебной программы реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогическими работниками самостоятельно в зависимости от контингента детей, особенностей освоения ими образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Такой подход позволяет творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

Содержание учебной программы включает формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации образовательного процесса, могут использоваться иные: экскурсия, наблюдение, дежурство, образовательная ситуация и др.

Рекомендуемые методы (информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские и др.) отличаются многообразием и отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.

Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса – игр (занятий), регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебной программой дошкольного образования, программами специального образования, учебным планом УДО, разработанным и утвержденным в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, психофизиологической подготовленности воспитанников.

Нерегламентированная деятельность воспитанников, реализуемая в условиях специально созданной развивающей предметно­пространственной среды, также направлена на решение образовательных задач. Обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Обращаем внимание, что специально организованная деятельность и нерегламентированная деятельность в течение дня с распределением времени на основе рекомендаций органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, являются взаимодополняющими.

С целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях близкородственного (белорусско­русского) билингвизма типовым учебным планом предусмотрено усвоение ими двух государственных языков как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности.

Рекомендуется реализовывать содержание образовательной области «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін» в УДО с русским языком обучения и воспитания, образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» – в учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей (от 2 до 3 лет), в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в нерегламентированной деятельности. Со второго полугодия во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализация содержания указанных образовательных областей в УДО осуществляется в специально организованной деятельности в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования.

При реализации содержания образовательной области «Художественная литература» в специально организованной деятельности в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в учреждениях образования с русским языком обучения и воспитания используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке, в учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания – произведения художественной литературы и фольклора на русском языке. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском и белорусском языках.

На основе учебной программы дошкольного образования учреждением образования разрабатывается индивидуальная учебная программа для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями. Указанная программа утверждается руководителем учреждения образования и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время на изучение отдельных тем, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями.

Образовательный процесс в специальных детских садах осуществляется с использованием типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования (статья 283 Кодекса).

Типовой учебный план специального образования на уровне дошкольного образования устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, количество учебных часов на проведение коррекционных занятий, максимальный допустимый объем учебной нагрузки и общее количество учебных часов в неделю.

Перечень образовательных областей и количество учебных часов на изучение отдельных образовательных областей в типовом учебном плане специального образования на уровне дошкольного образования определяются в зависимости от возможностей освоения содержания образовательных областей отдельными категориями воспитанников с особенностями психофизического развития и могут не совпадать с перечнем образовательных областей и количеством учебных часов на изучение отдельных образовательных областей, определенными типовым учебным планом дошкольного образования.

Перечень коррекционных занятий в типовом учебном плане специального образования на уровне дошкольного образования включает коррекционные занятия для различных категорий воспитанников с ОПФР. Учебные часы, определенные на проведение коррекционных занятий, не учитываются в максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника.

На основе типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования, программ специального образования разрабатывается учебный план специального детского сада, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, на текущий учебный год, который утверждается руководителем специального детского сада, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность (далее – учебный план специального детского сада).

Выбор коррекционных занятий для включения в учебный план специального детского сада осуществляется с учетом рекомендаций ЦКРОиР.

Учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии включает в себя перечень образовательных областей, содержащих основы знаний об окружающем мире, доступные для освоения указанными лицами, а также обеспечивающих приобретение ими навыков самообслуживания. Учебные часы, предусмотренные учебным планом центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии определенные на проведение коррекционных занятий, не учитываются в максимальном допустимом объеме учебной нагрузки в неделю на одного воспитанника, учащегося.

На основе учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии ЦКРОиР разрабатывают учебный план на текущий учебный год.

Содержание образовательных областей типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования, учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии определяется программами специального образования.

Наряду с соответствующими программами специального образования для детей с трудностями в обучении, с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для детей данных категорий определяется условиями, выбором средств, форм, методов, специальных приемов обучения воспитанников; организацией адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей.

Образовательный процесс с детьми с нарушениями зрения в учреждениях образования рекомендуется осуществлять в соответствии с адаптированным содержанием учебной программы специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения. При этом названия и структуру разделов, содержание учебного материала необходимо соотносить с учебной программой дошкольного образования.

Электронные версии программ специального образования, адаптированного варианта учебной программы специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения размещены на национальном образовательном портале https://adu.by в разделе «Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Специальное образование» (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/spetsial-noe-obrazovanie-2022-2023.html) и на сайте http://asabliva.by в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».

Коррекционные занятия проводит учитель­дефектолог. Выбор направления, количества и формы проведения коррекционных занятий (индивидуальная, подгрупповая или групповая) осуществляется на основании заключения ЦКРОиР.

Типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования при реализации содержания образовательных областей «Развитие речи» и «Развіццё маўлення» предусмотрено:

осуществлять освоение одной из указанных образовательных областей в работе с детьми с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра в зависимости от выбора языка обучения и воспитания законными представителями воспитанников;

осуществлять освоение двух государственных языков одновременно начиная со второго полугодия во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в работе с детьми с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата, с трудностями в обучении.

Обращаем внимание, что в нерегламентированной деятельности в течение дня возможно использование двух языков вне зависимости от категории воспитанников с ОПФР (игры, задания, литературные произведения и т. п.).

Учебные издания и средства обучения

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования, учебные издания (кроме учебных пособий), рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования (далее – учебные издания).

В учреждении образования должны использоваться средства обучения (игры и игрушки, электронные средства обучения и др.), произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.

В учреждении образования (методическом кабинете, групповых помещениях, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, учителей­дефектологов, педагогов­психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями.

Перечень учебных изданий по дошкольному и специальному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Специальное образование; https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Дошкольное образование); интернет­портале Министерства образования (https://edu.gov.by), публикуется в бюллетене «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь».

В соответствии со статьей 39 Кодекса пользование учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным. Лица, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования, в том числе лица с ОПФР, получающие коррекционно-педагогическую помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи УДО, на время получения образования обеспечиваются учебными пособиями учреждениями образования, осуществляющими образовательную деятельность, за плату.

Кодексом предусмотрены дифференцированные льготы для отдельных категорий граждан при оплате за пользование учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты) в учреждениях образования.

Бесплатное пользование учебными пособиями установлено для воспитанников с ОПФР, осваивающих содержание образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования.

В 2022/2023 учебном году в качестве учебных пособий будут использоваться следующие учебные издания:

1. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, 2020–2022. – 76 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).

2. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Шаг за шагом. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, 2020–2022. – 76 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).

3. Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

4. Дубініна, Д.М. Родная мова. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

5. Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

6. Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 76 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

7. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, 2020–2022. – 80 с.: ил. – (УМК «Мои первые уроки»).

8. Старжынская, Н.С. Падрыхтоўка да навучання грамаце. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с.: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Министром образования 16 марта 2022 г. утвержден «Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2022/2023 навучальным годзе» (размещен на интернет­портале Министерства образования https://edu.gov.by, национальном образовательном портале https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Дошкольное образование).

Руководителям учреждений образования необходимо обратить особое внимание на своевременность (до 15 августа) предоставления законными представителями воспитанников, имеющими право на бесплатное пользование учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, соответствующих документов.

При отчислении из учреждения образования воспитанников, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, по инициативе законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, желающего получить дошкольное образование в другом учреждении образования, учебные пособия передаются его законному представителю.

Формирование гражданственности и патриотизма в учреждениях образования и в условиях семейного воспитания

Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Кодексе; Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773); Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82); Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312), иных нормативных правовых актах.

Важнейшим показателем сформированности у воспитанников гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения.

Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей воспитанников.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование представлений о государственных символах Республики Беларусь, государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь и др.; в старших группах воспитанников (от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет) – о Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, элементах Государственного герба Республики Беларусь, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, осознание себя гражданином Республики Беларусь, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь и др.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» и др.

Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

Для ознакомления воспитанников с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;

рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));

привлечение внимания воспитанников к изображениям символов нашего государства, встречающимся в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;

объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнени) гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);

беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государственная символика (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);

наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников и др.

В целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год проходит под знаком Года исторической памяти.

Учебной программой дошкольного образования предусмотрено формирование у воспитанников старших групп (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет) представлений:

о достопримечательностях столицы Республики Беларусь (например, Белорусский государственный музей истории Великой отечественной войны) и малой родины,

скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (например, памятниках, мемориальных и историко-культурных комплексах), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (например, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина»);

людях, прославивших Беларусь и др.

Следует отметить, что объекты достопримечательностей Республики Беларусь, произведения художественной литературы по ознакомлению с Великой Отечественной войной педагогические работники могут определять самостоятельно с учетом ресурсных возможностей учреждения образования, его территориального расположения.

С целью повышения уровня ответственности за настоящее и будущее страны, недопустимости геноцида в образовательном процессе учреждений образования следует применять разные формы организации воспитанников (занятия, игры, экскурсии, образовательные проекты и др.), методы и приемы (беседы, чтение произведений художественной литературы и др.), обеспечивающие формирование:

уважения и толерантного отношения к представителям разных национальностей, беженцам, живущим в Республике Беларусь, их культуре и традициям;

представлений о других странах и народах, их многообразии, особенностях их культуры, нормах поведения в разных культурах; уважения к национальным культурам других людей, миролюбия;

осознания того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом;

осознания общечеловеческих и национальных ценностей и др.

Обращаем внимание, что формирование основ гражданственности и патриотизма осуществляется в тесном сотрудничестве педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников. На ярких примерах своей жизни, труда, отношения к государству взрослые демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество в целом. Формами взаимодействия учреждения образования и семьи могут быть проведение консультаций по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников, экскурсий, реализация образовательных проектов и др.

В этих целях приказом Министра образования № 368 от 25.05.2022 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанские праздничные дни (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики). В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.

Руководители учреждений образования должны обеспечить:

необходимое уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь при организации торжественных мероприятий;

размещение на официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах учреждений образования информации о вышеназванных торжественных мероприятиях.

Обращаем внимание, что в рамках исполнения поручений, содержащихся в протоколе заседания Координационного совета при Министерстве образования Республики Беларусь по развитию исторической науки и образования от 8 июня 2022 г. № 2, на сайте каждого учреждения образования необходимо создать и систематически актуализировать раздел «История, традиции, достижения учреждения образования».

Организация физического воспитания

В целях обеспечения безопасности воспитанников физическое воспитание в учреждении образования должно быть организовано строго в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8), специфическими санитарно­эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее – ССЭТ), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525, Правилами, иными нормативными правовыми актами.

Педагогические работники в начале и в конце рабочего дня должны визуально проверять помещения учреждения образования, в том числе спортивный и музыкальный залы, плавательный бассейн, иные, на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающегося.

Инвентарь и игровое оборудование должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с временем года, возрастом обучающихся.

Готовность зданий, сооружений, территории, иных объектов, в том числе надворного и иного оборудования, должна быть отражена в акте о состоянии дел и необходимых мероприятиях по подготовке учреждения образования к организации образовательного процесса (приказ Министра образования Республики Беларусь от 20.04.2021 № 288 «Об отдельных вопросах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования»). При этом все предписания и рекомендации органов государственного пожарного надзора, учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, управлений (отделов) внутренних дел городского (районного) исполнительного комитета (местной администрации) должны быть исполнены.

Обращаем внимание, что согласно ЕКСДС руководитель физического воспитания несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, должен обеспечить строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Физическое воспитание осуществляется в соответствии с учебной программой, типовым учебным планом дошкольного образования, программами специального образования, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования на занятиях по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; занятия по образовательной области «Физическая культура»; индивидуально­дифференцированные занятия; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность) с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников.

Типовым учебным планом дошкольного образования, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования предусмотрено от 1 до 3 учебных часов в неделю на реализацию содержания образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») в разных возрастных группах воспитанников учреждения образования. Начиная со второй младшей группы (от 3 до 4 лет) предусмотрено проведение одного занятия в неделю на реализацию образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» (при наличии бассейна); два занятия по образовательной области «Физическая культура» проводятся в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на физкультурной площадке (при хорошей погоде) в любое время года. При отсутствии бассейна проводятся три занятия по образовательной области «Физическая культура» в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на физкультурной площадке (при хорошей погоде) в любое время года.

Реализация содержания образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» также осуществляется в различных формах организации физкультурно­оздоровительной деятельности: при проведении индивидуально­дифференцированных занятий с детьми, мероприятий активного отдыха (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья).

Согласно пункту 7 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физкультуры (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. № 38) в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой распределяются обучающиеся, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера.

Пунктом 68 ССЭТ определено, что занятия по физической культуре с воспитанниками специальной медицинской группы должны проводиться педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы.

Обращаем внимание на необходимость обеспечения качественной работы по взаимодействию педагогических работников с семьями воспитанников при разъяснении вопросов организации образовательного процесса в учреждениях образования, толкованию нормативных правовых актов, наполнению сайтов учреждений образования, информационных стендов в возрастных группах материалами по пропаганде здорового образа жизни, формированию культуры здоровья, приобщению к занятиям физической культурой и спортом, включая анонсы и итоги проведения мероприятий по данной тематике.

Реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

В детском саду, санаторном детском саду, специальном детском саду образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи может реализовываться по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне, в дошкольном центре развития ребенка – по нескольким профилям с изучением образовательных областей на повышенном уровне с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся, их склонностей, желаний и состояния здоровья.

Программы объединений по интересам разрабатываются учреждениями образования, иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи и с учетом индивидуальных образовательных потребностей воспитанников с ОПФР.

Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области утверждаются руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования), с органом управления образованием по месту реализации образовательной программы (для частных учреждений образования и иных организаций), в порядке, определяемом Министерством образования.

Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области утверждаются Министерством образования при наличии положительных заключений организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи.

Образовательный процесс в учреждениях образования при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей, указанных в главе 44 Кодекса, и может осуществляться в объединениях по интересам или индивидуально.

Объединение по интересам создается из числа детей на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. Указанные объединения могут быть одновозрастными и разновозрастными, создаваться для работы с переменным составом обучающихся.

Наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 обучающихся.

В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, объединения по интересам могут делиться на две подгруппы.

Формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи являются занятие, иные формы.

Продолжительность занятий устанавливается с учетом санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Учет занятий ведется в документах, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении образования.

Особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования

Учреждения общего среднего образования (школа­интернат для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начальная школа, базовая школа, средняя школа), учреждения специального образования (специальная школа­интернат, специальная школа) при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования должны руководствоваться законодательством в сфере дошкольного и специального образования.

Образовательный процесс в указанных видах учреждений образования осуществляется круглогодично и организуется в режиме пятидневной учебной недели, воспитанники могут объединяться в группы одного или разного возраста.

Учебные планы указанных видов учреждений образования разрабатываются на основе типового учебного плана дошкольного образования, типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования с учетом особенностей контингента воспитанников и ресурсного (кадрового и материально­технического) обеспечения и утверждаются руководителем учреждения образования.

При наличии в учреждении образования разновозрастной группы воспитанников количество учебных часов на изучение образовательных областей рассчитывается для каждого возраста отдельно на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебных планов специального образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.