Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Педагогам

Дата: 18 июня 2023 в 20:38, Обновлено 19 июня 2023 в 09:23

На заметку воспитателю дошкольного  образования

Летний оздоровительный период – чудесное время для развития у детей дошкольного возраста навыков творчества. Ведь недаром дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития личности ребёнка, его психических процессов, таких как речь, мышление, память, внимание, ощущение и воображение. Детское творчество, которое представляет собой самостоятельную деятельность - это импровизация, фантазирование, создание нового и неповторимого. В своем творчестве ребёнок не только фантазирует и развивает своё воображение, он познает мир, развивает свою любознательность, интерес ко всему новому и неизведанному. Творчество – это то, что заложено в человеке с детства, важно лишь умело развивать эту присущую человеческой личности способность.

Организованная детская деятельность в детском саду предусматривает развитие творческих способностей. Летнее время, когда отсутствует систематическая непосредственно образовательная деятельность, позволяет наилучшим образом организовать данную деятельность детей. Развитие творческих способностей ребёнка – задача взрослых: родителей и педагогов.         В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.), Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

         Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период — строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом.  Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высота 50-60 см). Они могут иметь любую форму, съемные зонтики, при необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.

 Для детей средней группы на участке тоже используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней — улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

 Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятель­ности (3x4 м). Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду играют в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени: в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце — источник борьбы с различными вредоносными организмами. Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку.  

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые вёдра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие лю­дей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеёнки, цветной плёнки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

         Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин фанеры разного размера и кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

         Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства ёмкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую плёнку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озёра, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

         Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.), что даёт возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д. Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приёмы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек.

 Воспитатели стремятся применять в работе такие приёмы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоём домике?»,— спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» — вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) — вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.

         В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными из песка. В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).

         В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определённой самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать своё мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приёмами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания и учат" бережно относиться к результатам общего труда.

         В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к её планированию. При этом особенно действенным приёмом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочерёдно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели.

 Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

 Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что даёт возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов. В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет её и делает в ней углубление совком у её основания, предлагает малышу поместить в неё собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая её к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!»  Малышей продолжают учить приёму формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстра­ивая сооружение в длину по направлению к себе.

         В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трёх форм разного объёма. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на неё водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.

 Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний. Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

         Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения. Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

 Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озёра. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями.

 Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений.

         Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда. У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги часто мастерят в присутствии детей, побуждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.

         С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр.). Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.

         Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения.

 Педагоги поощряют стремление ребят делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм (например, к игре «Корабль» — якорь, спасательные круги, бескозырки, сигнальные флажки, трубы и пр.), изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, пелеринки, фартуки, шапочки, делать короны, пояса и прочие элементы, наряжаться и играть в сказки, делать в подарок малышам игрушки и атрибуты (например, изготавливать поделки из бумаги по принципу оригами, папье-маше, шить из ткани, плести из проволоки).

         Лето — благодатная пора для организации работы с природным материалом. Данная деятельность развивает у детей: интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней; эстетическую отзывчивость и художественный вкус; творческое воображение и конструкторские способности; сноровку, изобретательность; умение целесообразно и бережно использовать дары природы; трудолюбие, усидчивость, терпение.

 Благодаря работе с природным материалом ребёнок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др. Воспитатель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, а шишки, семена, листья — опавшие. К сбору природного материала воспитатель приобщает детей начиная с младшей группы. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

 Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребёнок мог быстро найти все необходимое.

 Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, воспитатель рассматривает его с детьми, ощупывает, обращает внимание на его красоту, соединяет детали, спрашивая малышей, на что похоже, побуждает их отбирать шишки, желуди, каштаны, прикладывать их друг к другу, накладывать, фантазировать, называя образы. Педагог мастерит в присутствии детей, просит малышей оказывать себе посильную помощь, подключает к деятельности детей старшего дошкольного возраста, вместе с ними организует игры с получившимися поделками. Например, показывает настольные театры, играет в бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. Дети сами под руководством воспитателя смогут сделать нехитрые поделки, например, если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку — получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка-лесовичка. Если в кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты, получатся лодочка, кораблик, плот и пр.

         Осуществляя работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги закрепляют у них приобретённые навыки: знакомят с разнообразными видами природного материала, учат способам обработки, скрепления. Например, дети зачищают части отломленных веточек, придают необходимую форму коре, удаляют лишние части корешков.  Детей учат скреплять детали с помощью стержней. (Веточка заостряется с двух сторон, концы намазывают клеем, вставляют в отверстия одной детали (туловище), затем насаживают на противоположный конец другую деталь (голову) и прижимают их друг к другу.) Дети могут сделать разных птиц, животных, человечков из шишек, желудей, каштанов. Из опавших листьев, лепестков цветов, ракушек, соломки дошкольники изготавливают декоративные панно. Наклеивают детали на мешковину, рогожку, картон, фанеру, украшают коробочки, наклеивая на них узоры из бумаги или соломки.

  Детей учат при изготовлении фигурок передавать движение животных и людей, создавать различные композиции с использованием природного материала на песке, например, «Африка», «Пустыня», где дети располагают сделанных своими руками из природного материала разных экзотических животных: жирафов, слонов, кенгуру, обезьян, зарывают в песок емкость с водой — водоем, оформляют его камушками, корнями, растениями; возле водоема устанавливают крокодилов, носорогов. Для оформления композиций используют веточки, мох, емкости с водой, драпируют корнями, корой. Можно использовать перья птиц (их необходимо вымыть, ошпарить и высушить, положить в целлофановый мешок, наполнить его воздухом и ударить о край стола — перья распушатся). После чего ребята играют.

Лето — это пора цветов. Дошкольники ухаживают за цветами на газонах. Воспитатели привлекают внимание детей к их красоте и разнообразию, учат любоваться ими, различать, бережно относиться, правильно и вовремя срезать для букетов. Хорошо, если летом детей окружают цветы не только на участке, но и в помещениях детского сада тоже царит радостное, летнее настроение, которое создают красивые, со вкусом составленные букеты. Известно, что любое помещение всегда преображается, если в нем появляются цветы.

 В  учреждениях букетами украшают холлы, групповые и раздевальные комнаты, прихожие, лестничные проемы, коридоры.

 Украшая помещение, необходимо прежде всего соблюдать чувство меры. Изобилие цветов и букетов может сделать любое помещение нелепым и безликим. В оформлении букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз, кашпо, подставок. В дошкольных учреждениях широко применяют керамические изделия, стеклянные и пластмассовые вазочки, плошки, тарелки, розетки, подносики, корзиночки разной формы и размера. Для высоких, и стройных цветов хороши вазы конической формы. Для невысоких, низкорослых подходят невысокие и плоские. В низких вазах цветы размещают асимметрично, используя стебли разной высоты. Цветы в букете располагают просторно, чтобы каждый цветок был виден.

         Составляя композиции из цветов, постарайтесь всякий раз привлекать ребят. Ведь это занятие имеет большие возможности для эстетического воспитания. Опыт работы с детьми по обучению аранжировке букетов подтверждает, что дошкольники эмоционально откликаются на красоту, интуитивно чувствуют несовместимое, лишнее и благодаря фантазии и образному мышлению способны испытывать чувство наслаждения от любования цветами, желание создавать прекрасное. Дошкольники довольно тонко чувствуют настроение композиций и умеют давать им образные названия, порой даже более подходящие и неожиданно меткие, нежели когда это делают взрослые.

  Не все цветы уживаются в одном букете с другими. Чтобы цветы дольше сохраняли свою свежесть, можно класть в вазу таблетку аспирина и уголь. Аспирин окисляет воду, а уголь обладает антисептическим действием. А вот сахаром увлекаться не следует. От него в воде быстрее размножаются микроорганизмы, способствующие гниению. А если его используют при изготовлении питательной смеси, то обязательно в сочетании с какой-либо кислотой (лимонной, яблочной). Например, для сирени, гладиолусов, нарциссов, флоксов, пионов, гвоздик, тюльпанов смесь готовят из следующих компонентов: один литр кипяченой холодной воды, две столовые ложки сахара, пол чайной ложки кислоты.

         Рассмотрим некоторые методы и приёмы, применяемые в работе с детьми, направленные на развитие у них эстетической отзывчивости, желания создавать композиции, познавать секреты и законы аранжировки.

 Самый действенный приём, позволяющий привлечь внимание детей, — это работа воспитателя в их присутствии. Педагог спокойно, неторопливо начинает любоваться цветами, при этом ласково разговаривает с ними, показывая детям, что данное занятие доставляет ему эмоциональное наслаждение. Затем постепенно начинает приобщать к своей деятельности ребят: «Посмотри, Светочка, какие нежные лепестки у этой лилии», «Давайте подберём для этих цветов вазочку. Поставим сначала в эту, а теперь в эту (две абсолютно разные по форме, материалу, величине, цвету вазы). Как вы думаете, в какой вазочке данным цветам больше нравится?» Детям показывают и объясняют, почему нужно наливать неполную вазу. (Цветок «пьёт» воду только кончиком стебля.) Если наливать много воды, стебли гниют. Показывают способы обрезки стеблей (секатором срезают под углом). После этого целесообразно научить детей составлять простой классический букет. Самый крупный цветок на длинном стебле — папа. Он устанавливается прямо и его «голова» смотрит чуть налево. Мама пониже папы, стоит чуть позади, но при этом обязательно поглядывает на папу. Ребенок — это самый низкий цветок, он стоит впереди папы и мамы и смотрит на обоих, но при этом немножечко больше на папу. Чтобы цветам было уютно в их доме-вазе, желательно дополнить композицию зеленью (веточками, листьями любого размера и формы, разместив их так, чтобы не заслонять цветов, соблюдая при этом чувство меры). Детям показывают и рассказывают, что понятие букет вовсе не означает, что в нём много цветов. Композиции бывают и из одного цветка. Главное в том, чтобы подобрать к цветку красивые сочетания из веточек, корешков, камней, листьев, мха.

 Испытанным методическим приёмом является игра «Что здесь лишнее?» Воспитатель, составляя букет, намеренно приставляет, прикладывает детали, которые в конкретном случае выглядят нелепо и портят композицию. Например, в глиняном горшочке размещает ромашки, любуется скромной красотой букета, затем ставит в середину или розу, или крупный георгин, или гладиолус. Спрашивает детей, красивее ли стал букет, что в нём лишнее. После ответов детей педагог устанавливает в середину букета василёк. Спрашивает ребят: «Мешает ли он ромашкам? Или пусть с ними дружит?» — «Пусть дружит!» — отвечают дети. Научите детей составлять миниатюрные букетики, которые можно подарить маме, товарищу в день рождения, украсить ими праздничный стол. Для такого букетика подойдут любые некрупные цветы: маргаритки, бархатцы, даже одуванчики. Для одного букетика достаточно одного цветка (стебелек короткий). Важно подобрать оформление к цветку: оригинальный по форме листочек, ажурная трава, злаки. Стебельки подрезают, из полиэтиленового пакета вырезают кружок, смачивают кусочек ваты, обертывают им стебельки и сверху оборачивают их пленкой, после чего связывают тонкими ленточками (можно несколькими и разного цвета) и завязывают бантик. Детям предлагают догадаться, для чего кончики стебельков нужно обертывать мокрой ватой.

Рассмотрим детальней основные методы и приёмы, о которых необходимо знать, чтобы правильно организовать детскую деятельность, предусматривающую развитие творческих способностей детей.

  • Развивайте детскую любознательность посредством наблюдения за окружающим миром, за изменениями в природе летом. Обращайте внимание детей на животных, птиц, насекомых, на то, какие изменения произошли в неживой природе. Стимулируйте интерес ребёнка, критическое мышление, проявляющиеся в непрерывных вопросах «почему» и «зачем».
  • Развивайте творчество посредством развивающих игр, способствующих поиску детьми новых решений. Лучший пример подобных игр - конструктор и мозаики.
  • Активно формируйте у ребёнка желание самостоятельно рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Используйте как можно больше нетрадиционных форм и подходов при организации подобных видов деятельности. Это может быть и рисование пальцами, оттиск, пластилинография, создание фигур оригами.
  • Проводите опыты с песком, глиной, водой. Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей понимания причинно-следственных закономерностей, развивает логическое мышление и расширяет кругозор.
  • Больше читайте с детьми, подбирая сказки, стихи и рассказы согласно возрасту и интересам ребёнка. Книга – лучшее средство развития фантазии и воображения.
  • Устраивайте постановки сказок, отрывков из рассказов. Театрализация – путь к развитию эмоционального-волевых качеств ребёнка, его артистических способностей, развитию речи.
  • Слушайте больше детских песен и пойте вместе с ребёнком. Включайте элементы музыки в другие виды деятельности: ставьте классическую (или любую успокаивающую) музыку, создавая с ребёнком поделки, организовывая процесс рисования и лепки, используйте логоритмические упражнения и игры.

Следует помнить, что развитие творческих способностей ребёнка, как и процесс воспитания – это непрерывный процесс, и чем лучше будет организована деятельность, направленная на развитие креативной личности, тем богаче и ярче будет активная детская деятельность, и вместе с тем – и личность самого ребёнка.

Методические рекомендации

Как должна быть организована работа детского сада летом, в жару

Характерная для летнего периода повышенная температура как на открытой местности, так и в помещениях может негативно отразиться на состоянии здоровья людей, в первую очередь пожилых и детей. В последние годы возросла интенсивность и частота проявления аномальной жары, что повышает риск возникновения тепловой болезни, теплового удара, обострения хронических заболеваний у воспитанников группы здоровья.

Какие же мероприятия в преддверии летнего периода необходимо провести и как организовать работу детского сада в жаркую погоду?

Работа детского сада летом: проветривание помещений

Конечно, проветривать помещения дошкольной образовательной организации необходимо в любое время года, но летом это особенно актуально. Работа детского сада летом, если в здании по проекту не предусмотрена механическая приточная вентиляция (а таких детских садов большинство), невозможна без частого проветривания помещений. 

Сквозное проветривание проводят не менее 10 мин через каждые 1,5 ч.

При этом следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание (как правило, проводится во время прогулки воспитанников).

Помимо регулярного сквозного проветривания в жаркую погоду необходимаширокая односторонняя аэрация (организованный естественный воздухообмен) всех помещений (разумеется, в присутствии детей). Работа детского сада летом подразумевает проведение тихого часа с открытыми окнами спальни (с одной стороны).

Перед началом летнего сезона необходимо проверить исправность форточек и фрамуг, предусмотренных конструкциями окон, наличие фрамужных шнуров, запирающих и предохранительных механизмов во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей, пересмотреть график проветривания помещений в детском саду.

Если в помещениях детского сада проводится замена окон, то необходимо проконтролировать, чтобы новые оконные блоки в точности повторяли конструкцию окон, предусмотренную проектом здания в части расположения, количества, площади и плоскости открытия створок, фрамуг и форточек. Грубым нарушением законодательства, при котором дальнейшее функционирование дошкольной образовательной организации не допускается, является замена даже части окон блоками с «глухими», не открывающимися, створками.

Дело в том, что при проектировании здания дошкольной образовательной организации обязательно проводился расчет кратности воздухообмена в помещениях, и любые изменения, внесенные в конструкцию окон, могут нарушить воздухообмен в помещениях.

Кроме того, новые окна обязательно должны иметь каналы или специальные воздушные клапаны для притока свежего воздуха (это особенно важно при отсутствии механической приточной вентиляции).

Как организовывается работа детского сада летом, а также требования к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах приведены в приложении 2.

Работа детского сада летом: солнцезащита помещений

Для помещений детского сада, имеющих южную, юго-западную и западную ориентации окон, необходима солнцезащита. Лучше всего для этой цели подходят светлые шторы, не пропускающие прямые солнечные лучи, но хорошо их рассеивающие, а также жалюзи. Напомню, что правильно устроенные жалюзи при отсутствии прямых солнечных лучей должны полностью раздвигаться в межоконные промежутки, оставляя открытой 100% площади световых проемов окон.

Воспитатели должны следить за тем, чтобы солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи) были закрыты в солнечную погоду и полностью раскрыты при отсутствии прямых солнечных лучей, поскольку жалюзи и шторы снижают естественную освещенность помещений и нарушают циркуляцию воздуха и при проветривании, и за счет естественной инфильтрации (притока) воздуха через закрытые окна.

Работа детского сада летом предусматривает использование в спальных помещениях более плотных штор, которые нужно обязательно закрывать во время дневного сна детей.

Меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.

Использовать в группах тюлевые шторы и ламбрекены запрещено, поскольку они не выполняют солнцезащитную функцию и при этом существенно уменьшают естественную освещенность помещений.

Работа детского сада летом:

как проводить занятия на улице и в помещениях

Работа детского сада летом, в жаркую погоду, предполагает увеличение продолжительности прогулок. В ряде случаев будет оправданно изменение времени проведения прогулки (перенос ее на другое время, когда инсоляция групповой площадки меньше). Физическую нагрузку следует по возможности ограничивать, т. к. она способствует перегреванию организма. Лучше проводить на свежем воздухе обучающие занятия с воспитанниками.

За счет регулярного полива территории дошкольной образовательной организации можно создать комфортные условия для прогулок детей на групповых площадках.

При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее двух раз в день.

Солнцезащита территории детского сада не менее важна. Теневые навесы на участках должны быть оборудованы. Большую роль в защите воспитанников от перегревания играет благоустройство и рациональное озеленение участков.

Как правило, в летний период функционируют не все группы детского сада, поэтому есть возможность выбрать для прогулок наиболее затененные игровые площадки.

Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.

Некоторые занятия с детьми можно проводить в физкультурном или актовом зале при наличии там условий для создания более комфортного микроклимата. Если есть возможность перевести детей в помещение, оборудованное кондиционером, нужно следить, чтобы терморегулятор кондиционера не был установлен на минимальную температуру, а воспитанники не находились в зоне воздушного потока от кондиционера.

Понизить температуру в помещениях можно за счет частого проведения влажной уборки. В спальне влажная уборка должна быть проведена не менее чем за 30 мин до сна детей. Большое количество комнатных растений тоже позволяет оптимизировать микроклимат в помещениях.

Безопасность ребенка в дошкольном образовательном учреждении: питьевой режим

В жаркую погоду многократно возрастет потеря жидкости организмом, поэтому потребность в питьевой воде может увеличиться до нескольких литров в сутки сверх обычной нормы. Если температура воздуха поднимается до уровня температуры человеческого тела и выше, усиливается потоотделение - это единственный способ, позволяющий организму снизить температуру тела. Летом потери жидкости с потом могут составлять до 2 л в час.

В связи с этим работа детского сада летом должна быть организована таким образом, чтобы и в группах, и на прогулке дети были обеспечены достаточным количеством качественной питьевой воды. Достаточным считается количество, которое удовлетворяет потребность всех детей в воде. Многие дети часто до последнего (иногда вплоть до теплового удара) забывают о питье, поэтому воспитанникам нужно регулярно предлагать воду. Питьевая вода должна храниться в тени и быть не слишком теплой и не слишком холодной (не из холодильника).

При перегревании организма заметно снижается основной обмен веществ, тормозится течение окислительных процессов в клетках. В результате потребность в энергии (калорийность суточного рациона питания) снижается примерно на 5% относительно рекомендуемых средних норм. Поэтому рацион питания в жаркую погоду должен содержать достаточное количество жиров. Что же касается белков, то рекомендуется, не уменьшая общего количества полноценного белка, несколько повысить удельный вес белков животного происхождения. В рацион питания детей рекомендуется включать больше, чем обычно, свежих овощей и фруктов.

Высокая температура ускоряет развитие витаминной недостаточности, так как витамины, особенно водорастворимые (B1, В2, B6, С и РР), выводятся из организма вместе с потом. Поэтому в жаркую погоду особенно важна витаминизация блюд в детском саду или использование в питании обогащенных продуктов. Рацион питания должен содержать достаточное количество поваренной соли. Это не значит, что блюда нужно больше солить — вполне достаточно количества соли, предусмотренного действующими сборниками рецептур.

При высокой температуре уменьшается слюноотделение, поэтому слишком сухие или вязкие блюда включать в меню воспитанников не рекомендуется. Благоприятно сказывается на самочувствии дошкольников употребление кислых прохладных напитков (компотов, соков, кисломолочных напитков), которыми лучше заменить горячие напитки (чай, кофейный напиток).

Все указанные мероприятия по организации работы детского сада летом следует утвердить соответствующим приказом заведующего.

Безопасность ребенка в дошкольном образовательном учреждении: оказание первой помощи

Перегревание, которое сегодня принято называть тепловой болезнью, может проявляться самыми различными нарушениями состояния организма: тепловыми судорогами (возникающими обычно в ногах), тепловой сыпью, тошнотой, рвотой, головной болью, усталостью, вялостью, разбитостью, тревогой.

Тепловой удар является наиболее тяжелой формой тепловой болезни (перегревания). К симптомам теплового удара относятся: температура тела выше 41,1 °C, наличие неврологических симптомов (тошнота, головная боль, потемнение в глазах, покраснение лица, потеря сознания и др.). Тепловой удар нередко приводит к летальному исходу.

Факторы риска возникновения тепловой болезни: перенесенная накануне вирусная инфекция, обезвоживание, усталость, ожирение, недостаток сна, плохая физическая подготовка, а также плохая акклиматизация.

Летом дети особенно подвержены риску теплового удара в связи с неэффективным потоотделением, высокой скоростью обмена веществ и неспособностью детей заботиться о себе и контролировать окружающую среду.

Охлаждение и восполнение потери жидкости являются наиболее важными составляющими профилактики и лечения тепловой болезни и теплового удара.

Работа детского сада летом должна быть организована так, чтобы при появлении у воспитанников признаков теплового удара на место происшествия немедленно прибыл врач.

Доврачебная помощь заключается в том, что пострадавшего укладывают в тени или в хорошо проветриваемом помещении, расстегивают воротник, снимают обувь. К голове, а также на области крупных сосудов (боковые поверхности шеи, подмышки, паховые области) прикладывают смоченные холодной водой полотенца (салфетки) или пузыри со льдом. Либо пострадавшего обертывают мокрой простыней и обдувают холодным воздухом, так как испарение воды из простыни несколько снизит температуру тела. Жажду утоляют холодной водой. При потере сознания более чем на 3–4 мин пострадавшего поворачивают на бок. При остановке дыхания проводится искусственное дыхание.

Врачебная помощь будет заключаться во внутривенном введении растворов электролитов, применении глюкокортикоидов, нестероидных противовоспалительных средств (парацетамола), производных бензодиазепина, медицинского кислорода.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.