Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Пра пераемнасць

Дата: 5 ноября 2021 в 12:29, Обновлено 7 октября 2022 в 11:04

Что нужно знать о  преемственности образования
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
 Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.
За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
•    приобщать детей к здоровому образу жизни;
•    обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
•    развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
•    включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
•    формировать знания об окружающем мире;
•    стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
•    формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
•    развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
•    формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
•    развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания 
Направления реализации преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
•    установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
•    взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;
•    совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
•    совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
•    семинары-практикумы;
•    взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением);
•    психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
•    изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
•    организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
•    организация экскурсий по школе;
•    комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
•    проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
•    совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
•    совместное проведение родительских собраний;
•    проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
•    посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
•    открытые занятия;
•    консультации воспитателей, учителей начальных классов;
•    привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
         Помните, что ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

Нормативные правовые документы

Алгарытм дзеянняў для ажыццяўлення пераемнасці

паміж дашкольнай установай і пачатковай школай:

• узгадніць мэты і задачы выхавання, навучання і развіцця дзяцей на дашкольнай і I ступені школьнай адукацыі;

• распрацаваць агульныя падыходы і патрабаванні да арганізацыі адукацыйнага працэсу;

• улічваць агульныя прынцыпы пабудовы вучэбных праграм, методык, тэхналогій;

• інтэграваць прадметныя вобласці ведаў дашкольнай і пачатковай адукацыі;

• удасканальваць формы арганізацыі і метады навучання як у дашкольнай установе, так  і ў пачатковай школе;

• ажыццяўляць дыялектычную ўзаемасувязь паміж педагагічнымі тэхналогіямі навучання і выхавання дзяцей у кантэксце пераемнасці дашкольнай і пачатковай адукацыі.

Асноўныя паказчыкі гатоўнасці да школы:

  • фізічнае развіццё, стан здароўя;
  • узровень пазнавальнага развіцця;
  • ўзровень псіхалагічнага развіцця (мысленне, увага, памяціь уяўленні);
  • камунікатыўнае развіццё  (уменне мець зносіны як з аднагодкамі, так і з дарослымі);
  • ўзровень развіцця маральна-валявой сферы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.